Рафис
24-08-2013, 02:06
Ом (мантра)
Ом (санскр. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82) ॐ) — в индуистской (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC) и ведийской (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%8B) традиции — сакральный звук (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA), изначальная мантра (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0).
Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0), Вишну (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%83) и Шивы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%B2%D0%B0), квинтэссенция Слова.
В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук ом был первым проявлением
не явленного ещё Брахмана (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD), давшим начало воспринимаемой Вселенной (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D 1%8F),
произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.
Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе,
является наивысшей мантрой (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0), символизируя собой Брахман (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD) (высшую реальность) и Вселенную (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D 1%8F) как таковую.
Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D 0%B8%D1%8F) Вед (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%8B) и индуизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — рай (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9) (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала).
Они также символизируют три состояния сознания — грезу, сон и явь, — три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.
В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к высшим сферам.
Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить.
Практически все священные тексты индуистской и ведийской традиции начинались и заканчивались этим звуком.
В гаудия-вайшнавизме (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D 0%B7%D0%BC) составляющие звука Ом также указывают: А — на Кришну (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B0), У — на его энергию, М — на все живые существа (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0).
Буддизм (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC), наследуя традиции индуизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC), заимствовал звук «ом» в качестве мистической мантры (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0). Наибольшее употребление эта мантра получила в ваджраяне (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D1%80%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D 0%B0). Несколько изменилась трактовка составляющих мантру звуков: в буддизме они олицетворяют Три тела Будды (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%91 %D1%83%D0%B4%D0%B4%D1%8B) (Дхармакая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D 1%8F), Самбхогакая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D 0%BA%D0%B0%D1%8F), Нирманакая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D 0%B0%D1%8F)). Мантра «ом» как самостоятельно, так и в составе других мантр (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%BF%D0%B0 %D0%B4%D0%BC%D0%B5_%D1%85%D1%83%D0%BC) и дхарани часто используется в медитативной практике (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D 1%8F).
Произнесение мантры «аум (ом)»
Как и все мантры, аум можно произносить вслух, шепотом или мысленно.
То, что пишется как «аум», произносится «ом», причем «о» должно звучать ближе к «оу».
Произнесение первого звука начинается в задней части ротовой полости, с ощущением резонанса в глубине живота;
второй звук формируется в середине рта, а звук «м» возникает при закрытых губах.
Поскольку в произнесении мантры участвует практически весь голосовой аппарат, то считается, что «ом» содержит в себе и все остальные звуки.
Но в санскрите мантра «ом» обозначается специальным символом, состоящим из цифры «3», полумесяца и точки.
Полумесяц означает протяжный, напевный звук, точка — окончание звука,
но не отрывистое его прекращение, а постепенное затихание, «растворение» в пространстве.
Цифра «3» (имеющая, кстати, важное значение в нумерологии) соответствует трем звукам мантры, олицетворяет физическое, рассудочное и духовное начала.
Очень просто, но в то же время и глубоко философски описывает мантру «ом» Патанджали
в книге «Йога Сутра»: «Ом» есть выражение сущности Бога». Как тут не вспомнить уже
приводившиеся ранее слова из Евангелия от Иоанна!
Это слово («ом») неизменно, неуничтожимо и вечно, даже если изменится или исчезнет мир и все сущее в нем.
Как уже было сказано в разделе, посвященном свадхьяе, один из аспектов свадхъяи — это повторение мантр.
Патанджали особо указывает на то, что мантра «ом» должна произноситься только для себя, негромко или мысленно (джапа).
«Ом» отражает наше внимание от всего рассудочного, эмоционального и физического,
от всего того, что может отвлечь сознание от сверхчувственного уровня восприятия.
Сосредоточенность при произнесении этой мантры устраняет все препятствия на духовном пути,
разум становится спокойным и умиротворенным. Теперь он способен испытывать великую радость общения с Высшим началом.
Техника произнесения «ом»
1.Займите удобное для медитации положение. Расслабьте тело и успокойте разум; при этом тело должно быть неподвижно.
Закройте глаза, сконцентрируйте внимание на «духовном оке» — точке между бровей.
2.Начните напевать «ом» вслух, прислушиваясь к вибрации, которая должна пронизывать все тело.
Вдыхайте глубоко, позволяя звуку «ом» свободно выходить вместе с естественным выдохом.
Продолжайте пение в течение десяти-пятнадцати минут.
3.Затем перейдите к произнесению «ом» шепотом, тоже в течение десяти минут.
4.Еще сильнее сосредоточившись на «духовном оке», перейдите к мысленному повторению «ом»,
внимательно прислушиваясь к внутренней вибрации, особенно в зоне аджна чакры(продолжать десять минут).
5.Полностью успокоившись, оставаясь неподвижным, переходите к медитации, ощущая, как ваше сознание пытается постигнуть «ом», созерцая его природную силу и духовное значение.
6.Полностью подчините себя вибрации «ом». Почувствуйте, как ваш разум уходит в сферу чистого сознания, становясь единым целым с «ом».
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИТАЦИИ ОМ
(Михайлов Елисей – Методика «Солнечная медитация»)
Желательно выбрать место без шума и суеты.
Возможно проводить стоя, сидя или лежа. Но стоя - гораздо эффективнее. Спину в любом случае держать прямой.
Если проводите стоя или сидя, то по возможности повернуться лицом на восток.
Уши затыкаются пальцами (удобнее самыми длинными - средними),
и, набрав полную грудь воздуха (вдох только носом), медленно и певуче-протяжно
произносится-пропевается слог ОМ (на одной и той же ноте):О-О-О-М-М-М-М-М......
При правильном произнесении ОМ звук зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией
и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук "м".
Громкость звучания ОМ - примерно на уровне громкости нормального разговора между рядом стоящими людьми.
Когда звучание ОМ прекратилось, из-за почти полного выдоха,
то здесь происходит краткая (на несколько секунд) пауза, до тех пор,
пока не захочется снова сделать вдох. Когда сделаете полный вдох, то опять повторяете-поете звук ОМ.
При этом все время надо мысленно представлять себя ярким, всепроникающим,
всесогревающим и всеисцеляющим могучим Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко-белые лучи.
Чем меньше посторонних мыслей и глубже вхождение в образ Солнца, тем лучше эффект.
Признаки правильного применения: теплота в теле, интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника).
Начинать надо с 3-5 минут медитации и постепенно, изо дня в день,
прибавляя понемногу, довести до 20-30 минут утром и вечером ежедневно.
Ом (санскр. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82) ॐ) — в индуистской (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC) и ведийской (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%8B) традиции — сакральный звук (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA), изначальная мантра (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0).
Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0), Вишну (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%83) и Шивы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%B2%D0%B0), квинтэссенция Слова.
В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук ом был первым проявлением
не явленного ещё Брахмана (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD), давшим начало воспринимаемой Вселенной (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D 1%8F),
произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.
Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе,
является наивысшей мантрой (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0), символизируя собой Брахман (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD) (высшую реальность) и Вселенную (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D 1%8F) как таковую.
Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D 0%B8%D1%8F) Вед (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%8B) и индуизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — рай (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9) (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала).
Они также символизируют три состояния сознания — грезу, сон и явь, — три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.
В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к высшим сферам.
Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить.
Практически все священные тексты индуистской и ведийской традиции начинались и заканчивались этим звуком.
В гаудия-вайшнавизме (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D 0%B7%D0%BC) составляющие звука Ом также указывают: А — на Кришну (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B0), У — на его энергию, М — на все живые существа (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0).
Буддизм (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC), наследуя традиции индуизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC), заимствовал звук «ом» в качестве мистической мантры (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0). Наибольшее употребление эта мантра получила в ваджраяне (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D1%80%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D 0%B0). Несколько изменилась трактовка составляющих мантру звуков: в буддизме они олицетворяют Три тела Будды (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%91 %D1%83%D0%B4%D0%B4%D1%8B) (Дхармакая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D 1%8F), Самбхогакая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D 0%BA%D0%B0%D1%8F), Нирманакая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D 0%B0%D1%8F)). Мантра «ом» как самостоятельно, так и в составе других мантр (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%BF%D0%B0 %D0%B4%D0%BC%D0%B5_%D1%85%D1%83%D0%BC) и дхарани часто используется в медитативной практике (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D 1%8F).
Произнесение мантры «аум (ом)»
Как и все мантры, аум можно произносить вслух, шепотом или мысленно.
То, что пишется как «аум», произносится «ом», причем «о» должно звучать ближе к «оу».
Произнесение первого звука начинается в задней части ротовой полости, с ощущением резонанса в глубине живота;
второй звук формируется в середине рта, а звук «м» возникает при закрытых губах.
Поскольку в произнесении мантры участвует практически весь голосовой аппарат, то считается, что «ом» содержит в себе и все остальные звуки.
Но в санскрите мантра «ом» обозначается специальным символом, состоящим из цифры «3», полумесяца и точки.
Полумесяц означает протяжный, напевный звук, точка — окончание звука,
но не отрывистое его прекращение, а постепенное затихание, «растворение» в пространстве.
Цифра «3» (имеющая, кстати, важное значение в нумерологии) соответствует трем звукам мантры, олицетворяет физическое, рассудочное и духовное начала.
Очень просто, но в то же время и глубоко философски описывает мантру «ом» Патанджали
в книге «Йога Сутра»: «Ом» есть выражение сущности Бога». Как тут не вспомнить уже
приводившиеся ранее слова из Евангелия от Иоанна!
Это слово («ом») неизменно, неуничтожимо и вечно, даже если изменится или исчезнет мир и все сущее в нем.
Как уже было сказано в разделе, посвященном свадхьяе, один из аспектов свадхъяи — это повторение мантр.
Патанджали особо указывает на то, что мантра «ом» должна произноситься только для себя, негромко или мысленно (джапа).
«Ом» отражает наше внимание от всего рассудочного, эмоционального и физического,
от всего того, что может отвлечь сознание от сверхчувственного уровня восприятия.
Сосредоточенность при произнесении этой мантры устраняет все препятствия на духовном пути,
разум становится спокойным и умиротворенным. Теперь он способен испытывать великую радость общения с Высшим началом.
Техника произнесения «ом»
1.Займите удобное для медитации положение. Расслабьте тело и успокойте разум; при этом тело должно быть неподвижно.
Закройте глаза, сконцентрируйте внимание на «духовном оке» — точке между бровей.
2.Начните напевать «ом» вслух, прислушиваясь к вибрации, которая должна пронизывать все тело.
Вдыхайте глубоко, позволяя звуку «ом» свободно выходить вместе с естественным выдохом.
Продолжайте пение в течение десяти-пятнадцати минут.
3.Затем перейдите к произнесению «ом» шепотом, тоже в течение десяти минут.
4.Еще сильнее сосредоточившись на «духовном оке», перейдите к мысленному повторению «ом»,
внимательно прислушиваясь к внутренней вибрации, особенно в зоне аджна чакры(продолжать десять минут).
5.Полностью успокоившись, оставаясь неподвижным, переходите к медитации, ощущая, как ваше сознание пытается постигнуть «ом», созерцая его природную силу и духовное значение.
6.Полностью подчините себя вибрации «ом». Почувствуйте, как ваш разум уходит в сферу чистого сознания, становясь единым целым с «ом».
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИТАЦИИ ОМ
(Михайлов Елисей – Методика «Солнечная медитация»)
Желательно выбрать место без шума и суеты.
Возможно проводить стоя, сидя или лежа. Но стоя - гораздо эффективнее. Спину в любом случае держать прямой.
Если проводите стоя или сидя, то по возможности повернуться лицом на восток.
Уши затыкаются пальцами (удобнее самыми длинными - средними),
и, набрав полную грудь воздуха (вдох только носом), медленно и певуче-протяжно
произносится-пропевается слог ОМ (на одной и той же ноте):О-О-О-М-М-М-М-М......
При правильном произнесении ОМ звук зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией
и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук "м".
Громкость звучания ОМ - примерно на уровне громкости нормального разговора между рядом стоящими людьми.
Когда звучание ОМ прекратилось, из-за почти полного выдоха,
то здесь происходит краткая (на несколько секунд) пауза, до тех пор,
пока не захочется снова сделать вдох. Когда сделаете полный вдох, то опять повторяете-поете звук ОМ.
При этом все время надо мысленно представлять себя ярким, всепроникающим,
всесогревающим и всеисцеляющим могучим Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко-белые лучи.
Чем меньше посторонних мыслей и глубже вхождение в образ Солнца, тем лучше эффект.
Признаки правильного применения: теплота в теле, интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника).
Начинать надо с 3-5 минут медитации и постепенно, изо дня в день,
прибавляя понемногу, довести до 20-30 минут утром и вечером ежедневно.